Особенности работы с детьми с повышенной тревожностью
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, во-вторых, взаимоотношения со старшими. В-третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности.
Высокий уровень тревожности вызван:
1. Плохой подготовкой к урокам;
2. Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны взрослых высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.
Рекомендации:
- Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом.
- Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств.
- Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д.
- Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка.
- Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах.
Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми:
1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка.
- Взрослый и сам не должен быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку.
- Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.
- Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, - спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.
- Честность и доверие к ребенку - два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит - безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
- Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят - это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то из взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.
- Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить.
- Особое место нужно уделять "ахиллесовым пятам" тревожного ребенка и ситуациям, "запускающим" его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
- Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
10.Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.
11. Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие - чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами.
Особенности работы с агрессивными детьми.
Агрессивность-это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь.
Характерологические особенности агрессивных детей:
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
Слабо развит контроль над своими эмоциями.
Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Признаки наличия агрессии у ребенка:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми:
- Агрессивные дети часто бывают вооружены.
- Никогда не позволять оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им право оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
- В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что… Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Пусть за что-то отвечает в школе.
- Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
- Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестанет действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
- «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
- Свое плохое настроение не разряжать на нем.
- Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не личности в целом.
Особенности работы с гиперактивными детьми
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Характеристика гиперактивного ребенка:
- У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроком или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится и т.п.
- Обычно не может тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:
- Гиперактивный должен сидеть один за партой, которая должна быть отодвинута так, чтобы ребенок не мог дотянутся до других.
- Делать домашнее задание на черновике, переписывать на чистовик маленькими порциями с отдыхом.
- Делать всю работу с ребенком, чтобы он учился контролировать себя и привыкал к организованной деятельности.
- На таких детей нельзя кричать.
- Уменьшать работу, требующую механического контроля.
- Инструкции не должны быть длинными.
- Вечером учить и напрягаться нельзя
- Организовать зону отдыха в классе для таких детей.
- Оставаться на продленный день нельзя.