Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального округа Республики Карелия
Вяртсильская средняя общеобразовательная школа
Особенности работы с детьми с повышенной тревожностью
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, во-вторых, взаимоотношения со старшими. В-третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности.
Высокий уровень тревожности вызван:
1. Плохой подготовкой к урокам;
2. Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. Заниженной самооценкой;
4. Предъявлением со стороны взрослых высоких требований;
5. Домашними неприятностями;
6. Высокими требованиями родителей;
7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.
Рекомендации:
- Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом.
- Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств.
- Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д.
- Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка.
- Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах.
Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми:
1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка.
10.Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.
11. Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие - чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами.
Особенности работы с агрессивными детьми.
Агрессивность-это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь.
Характерологические особенности агрессивных детей:
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
Слабо развит контроль над своими эмоциями.
Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Признаки наличия агрессии у ребенка:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми:
Особенности работы с гиперактивными детьми
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Характеристика гиперактивного ребенка:
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми: