Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

Сортавальского муниципального района Республики Карелия 

Вяртсильская средняя общеобразовательная школа

Психофизиологические особенности подростков (беседа для взрослых, которые забыли о том, что сами когда-то были подростками)

Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Период перехода из детства во взрослый мир. Это самый трудный кризис­ный период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и фи­зической, так и психологической перестройкой организма.

Перестройка начинается с изменений в системе желез внутренней секре­ции и наступлением полового созревания. Наиболее интенсивно эти процессы протекают у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков – в  13-15 лет. Физические из­менения захватывают рост тела, развитие мышечной массы у мальчиков и жи­ровых отложений у девочек, развитие фигуры по мужскому и по женскому типу соответственно полу, изменяются черты лица. Однако из-за неравномерно­сти развития возможны нарушения здоровья: искривление позвоночника, подро­стковая гипертония, вегетососудистая дистония, повышенная утомляемость, тре­вожность и нервозность, различные неврозы и депрессия, которая протекает у подростков особенно остро и может окончиться самоубийством. Перестройка организма сказывается, прежде всего, на эмоциональной и поведенческой сфере и проявляется частой смене настроения, в общей неурав­новешенности поведения, раздражительности, двигательной расторможенности и периодической вялости, апатии.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловаж­ное значение в возникновении новых психологических образований: ощущение взрослости, рост интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни человека, пробуждение романтических чувств.

Центральное новообразование подросткового возраста - развитие социаль­ной взрослости. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Но этот процесс часто затрагивает лишь правовую сторону, т.е. подрос­ток требует прав взрослого при сохранении обязанностей ребенка. При выборе примеров для подражания, чтобы показать себя взрослым, подросток часто ориентируется на запреты. То есть, если что-то «нельзя» подростку, а взросло­му - «можно», то именно это он и старается перенять, чтобы показать себя взрослым. Мы взрослые обычно говорим: «Ты еще маленький, тебе еще рано, пока нельзя: вот вырастешь, тогда...». А подросток уже считает себя взрослым и требует всех привилегий взрослости, не понимая, что взрослость - это прежде всего ответственность за себя и свои поступки, за других – младших, слабых!

Задача взрослых объяснить подростку, что внешние атрибуты взрослости не главное и могут быть даже опасны для растущего организма. Причины конфликтов подростка и взрослых чаще всего состоят в противоречии: с од­ной стороны - взрослые относятся к нему как к ребенку, не предоставляя ему самостоятельности, а с другой стороны - подросток предъявляет претензии на новые права и отказывается от новых обязанностей и ответственности. В от­ношениях со сверстниками подростки находятся в положении принципиального равенства, поэтому их мнение для них имеет большее значение, чем мнение взрослых.

Как же преодолеть этот кризис с наименьшими потерями для отноше­ний и здоровья? Ответ один - любовь и понимание. Если отношения между взрослым и подростком дружеские, строятся на основе уважения, доверия и понимания со стороны взрослого, то специфические трудности подросткового периода можно миновать.

Основные потребности подростков:

1. Самоутверждение среди сверстников.

2. Самореализация в общении.

3. Развитие независимости и самостоятельности.

4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.

5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

1. Любовь и дружба (для девочек, мальчиков эти проблемы начнут волновать позже).

2. Отношения с родителями и другими взрослыми (не разрешают, не отпуска­ют, не понимают, не дают, заставляют и т.п.).

3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).

4. Ощущение перегрузки, усталость (не умеют контролировать свои желания и организовать свое время, не умеют учиться; физические недомогания, связан­ные с перестройкой организма).

5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).

6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).

7. Развлечения и увлечения (в основном для мальчиков, их интересуют: еда, увеселительные вечеринки, музыка, машины, спорт и т.п.).

Оказание помощи подростку:

1. Безусловная любовь и принятие подростка, которые проявляются в понима­нии и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его лю­бят независимо от его успехов и неудач, не сравнивают его с другими.

2. Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на его чувства - искренними.

3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.

4. Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, при­слушиваться к его мнению, особенно, если речь идет о его потребностях или о его будущем.

5. Если случается неприятность, совместно разобрать случившееся, внимательно выслушав подростка.

6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка, подросток должен понимать, за что его наказывают. Наказание не должно принести физиче­ский вред и родители должны иметь мужество извиниться, если наказание было несправедливо.

Буллинг, как вести себя родителям

Что такое буллинг? Почему он возникает в школе? Почему дети могут так себя вестиКак в этой ситуации вести себя родителям?